Историческая викторина «Умницы и умники»

Историческая викторина «Умницы и умники»


Аналог известной телевизионной игры для эрудированных школьников.
Данная викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе.

Правила игры

1. В игре принимают участие девять лучших учеников, из которых формируются игровые тройки. За неделю до проведения викторины учитель знакомит их с правилами игры и темами вопросов на «дорожках», дает список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки. Если имеются три параллельных класса, целесообразно составить по одной треть-финальной тройке от каждого из них. Порядок игры троек решает жребий. Зрителями могут быть одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые.
2. Для выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса.
«Красная» дорожка является самой короткой, содержит только два вопроса, неправильный ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры.
«Желтая» дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком.
«Зеленая» дорожка содержит четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно.
3. Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша. Таким образом, верные ответы учеников на «желтой» и «зеленой» дорожках не гарантируют победыв случае правильных ответов игрока на «красной» дорожке.
4. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ начисляется один балл, в конце игры подводится итог с вручением приза самому эрудированному зрителю.
5. Победители всех троек встречаются в финале. Если один из треть-финалов не выявил победителя, в финал допускается зритель, набравший наибольшее количество баллов.
6. Выбор дорожки. Перед началом игры участники разыгрывают право выбрать дорожку, выполняя на время одно и то же задание (предварительное задание).

Первый треть-финал

Предварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках события и даты (здесь даты расставлены правильно):

а) 911 год – поход Олега на Царьград;
б) 945 год – смерть князя Игоря Рюриковича;
в) 955 год – путешествие княгини Ольги в Константинополь и принятие ею Христианства.

Игрок, первым правильно выполнивший задание, выбирает дорожку. Игрок, выполнивший задание вторым, выбирает дорожку из двух оставшихся.

«Зеленая» дорожка. Тема «Наполеон». Вопросы:
1. Каких солдат, независимо от их национальности, Наполеон на острове Святой Елены назвал лучшими? (Тех, которые выигрывали сражения.)
2. Именно этот вопрос был первым, который Наполеон Бонапарт задавал при знакомстве всем женщинам, независимо от их социального положения. («Сколько у Вас детей?»)
3. Во Франции говорили, что эти люди только усмехались, когда при них называли Наполеона непобедимым. Кто они? (Взяточники, спекулянты, недобросовестные подрядчики.)

4. Современники утверждали, что с 1808 года Наполеон мог сражаться «только одной рукой». Почему? (С этого времени значительная часть его сил всегда оставалась в Испании, в частности, общая численность французских войск в Испании в 1812 году была в два раза больше численности французской армии, вступившей в Бородинское сражение.)

«Желтая» дорожка. Тема «Бисмарк». Вопросы:
1. После пребывания Бисмарка в России (в качестве посла) эти два русских слова прочно закрепились в его лексиконе, а одно из них он даже приказал выгравировать на своем перстне. (Слова «авось» и «ничего». На перстне было выгравировано слово «ничего».)
2. Почему любившему все военное Бисмарку не нравилось бывать на парадах в Петербурге? (На парадах, согласно протоколу, послы должны были присутствовать в военной форме. Бисмарк, который имел чин лейтенанта, чувствовал себя очень неуверенно в окружении генералов.)
3. Именно за этот подвиг получил свою первую медаль Бисмарк. (Спасение двух тонувших уланов с их лошадьми.)

«Красная» дорожка. Тема «Ришелье». Вопросы:
1. Ришелье является автором знаменитого девиза, который, по его приказу, был выгравирован на французских пушках. Назовите этот, вошедший в поговорку, девиз. («Последний довод короля».)
2. Ришелье очень любил этих животных. История сохранила имена некоторых его любимцев: Пирам, Тисбе, Серполе, Сумиз, Лодоиска… Кто они? (Кошки.)
Второй треть-финал

Предварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках события и даты (здесь даты расставлены правильно):

а) 1053 год – рождение Владимира Мономаха;
б) 1054 год – смерть Ярослава Мудрого;
в) 1061 год – первое нашествие половцев на Русь.

«Зеленая» дорожка. Тема «Романовы». Вопросы:
1. Что категорически запрещалось делать учителям Николая II в бытность его наследником престола? (Задавать ему вопросы. Поэтому степень усвоения им пройденного материала не известна.)

2. Петр I музыки не любил и с трудом переносил игру оркестра на балах. Но он обожал этот музыкальный инструмент и охотно играл на нем. (Барабан.)
3. Именно эти предметы личного пользования Екатерины I в свое время дали графине Шуазель повод заявить, что «царица живет на широкую ногу». (Башмаки.)
4. В ставшем знаменитом на всю Европу тосте, Александр III назвал единственным другом и союзником России монарха этой страны. (Николай Черногорский. Черногория.)

«Желтая» дорожка. Тема «Монархи Франции». Вопросы:
1. Кто, по мнению Мирабо, являлся единственным мужчиной, на которого мог рассчитывать король Людовик XVI? (Его жена Мария Антуанетта.)
2. В средневековой Европе считалось, что французские короли владеют этим наследственным даром. Назовите его. (Дар исцеления от золотухи.)
3. Этот французский король в XVI веке за политическое убийство был отлучен от церкви. Назовите его. (Генрих III – после убийства герцога Гиза.)

«Красная» дорожка. Тема «Потомки Рюрика». Вопросы:
1. Исследователи полагают, что в образе Владимира Красно Солнышко из русских былин слились два киевских князя. Первый в «Слове о полку Игореве» назван «старым», а про второго в «Слове» сказано, что он «всякое утро затыкал уши в Чернигове», когда в Тмутаракани вступал в «златое стремя» его двоюродный брат Олег «Гориславич». Назовите обоих. (Владимир Святославович, крестивший Русь, отец Ярослава Мудрого, и Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого.)
2. Овладев Киевом, он перестал довольствоваться титулом великого князя. Современники называли его «каганом», а в конце жизни он, единственный из киевских князей, стал называться, как византийский император, царем. Это подтверждается надписью на стене Софийского собора – об «успении царя нашего». (Ярослав Мудрый.)
Третий треть-финал
Предварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках события и даты (здесь даты расставлены правильно):
а) 1125 год – смерть Владимира Мономаха;
б) 1157 год – смерть Юрия Долгорукого;
в) 1185 год – поход Игоря Святославича против половцев, создание «Слова о полку Игореве».

«Зеленая» дорожка. Тема «Религии мира». Вопросы:
1. Сейчас так называют ангелов, а у древних евреев этим именем называли духов бури, сопровождавшей появление Бога. Их представляли существами с телом льва, головой человека и крыльями орла. (Херувимы.)
2. В Древнем Риме жрецом этого, не самого главного бога являлся сам царь. Ворота храма этого бога почти всегда были открыты: ведь закрытые ворота означали, что Рим в данное время не ведет войны ни на суше, ни на море, а это бывало крайне редко. (Янус.)
3. Согласно Эдде, верховный бог скандинавов Один, чтобы получить знание рун, девять ночей провисел на дереве, пронзенный копьем, многократно умирая и воскресая. В жертву кому принес себя Один? (Самому себе.)
4. В переводе на русский язык, название этой мировой религии звучит как «покорность, предание себя единому богу», а название главной книги ее – «чтение». (Ислам, Коран.)

«Желтая» дорожка. Тема «Искусство». Вопросы:
1. В трапезной Миланского монастыря Санта Мария делла Грацие солдаты Бонапарта устроили конюшню. Испарения конского навоза покрыли фреску на ее стене густой плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя камни в головы изображенных фигур. Что это за фреска? («Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.)
2. Микеланджело считал, что, помимо красоты, именно это качество должно быть присуще хорошей скульптуре. («Скульптура хороша, когда ее можно скатить с горы, и она не пострадает».)
3. Этот знаменитый композитор является автором и самой длинной в мире оперы («Нюрнбергские мейстерзингеры»), и самой длинной оперной арии (Брунгильды из оперы «Гибель богов»). (Рихард Вагнер. Опера длится 8 часов 30 минут, ария – 14 минут 46 секунд.)


«Красная» дорожка. Тема «Ученье – свет». Вопросы:

1. Какую науку в Византии называли «срединным знанием» и «изучением бестелесных понятий»? (Математику.)
2. В Византии и на Руси арабских цифр не было. Что использовалось для составления чисел? (Греческие или славянские буквы, каждая из которых имела цифровое значение.)




Финал

Предварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках события и даты (здесь даты расставлены правильно):

а) 1789 год – штурм Бастилии;
б) 1791 год – бегство королевской семьи из Парижа;
в) 1792 год – первое восстание в Вандее.

«Зеленая» дорожка. Тема «Великая Французская революция». Вопросы:
1. Это учреждение противники революции презрительно называли «школой верховой езды». (Национальное собрание: оно размещалось в здании этой школы.)
2. Его называли «старшим сыном революции», он был талантлив и беспринципен. Свое отношение к жизни он выразил следующим образом: «В сущности, большая глупость не быть мошенником в этом низком мире». Он был первым, кого похоронили в церкви святой Женевьевы, названной Пантеоном. А через два года, когда стало известно о тайных связях былого кумира с королевской семьей, его труп был выброшен оттуда. (Мирабо.)
3. Про этого провинциального адвоката Мирабо сказал: «Он далеко пойдет: он верит всему, что говорит». А говорил он следующее: «Надо спасти государство любой ценой: антиконституционно лишь то, что ведет его к гибели». По иронии судьбы погиб адвокат в результате заговора ничтожных людей, которых презирал: они были бесчестны, беспринципны, но отважны. Назовите адвоката. (Робеспьер.)
4. Его называли «героем трех революций» – двух французских и одной американской. Он был сторонником конституционной монархии, одним из авторов идеи собрать Генеральные штаты и командиром вооруженных формирований. В конце концов, его объявили вне закона. (Лафайет.)



«Желтая» дорожка. Тема «Революции в России». Вопросы:
1. Представителями этой политической партии были, например, А. Железняков (разогнавший Учредительное собрание), Д. Фурманов (автор романа «Чапаев») и Г. Котовский (знаменитый красный командир, герой гражданской войны). Назовите партию. (Анархисты.)
2. По поводу событий этого дня их очевидец, поэт М. Волошин, писал, что это была не революция, а чисто русское национальное явление – «мятеж на коленях»: «Рабочие останавливались, низко наклоняли голову и спокойно ждали казаков, которые рубили шашками по обнаженным шеям». Что это за день? («Кровавое воскресенье».)
3. Одного из руководителей РКП(б) Лев Троцкий называл «гениальной посредственностью», а Бухарин – «Чингисханом, прочитавшим Маркса». Кого они так называли? (И. В. Сталина.)

«Красная» дорожка. Тема «Заговорщики и самозванцы в России XVIII века». Вопросы:
1. Об этом вельможе времен Екатерины II, принимавшем деятельное участие и в низложении Петра III, и в его убийстве, а также в захвате на территории Италии княжны Таракановой, академик Тарле писал: «Никакие ни моральные, ни физические, ни политические препятствия для него не существовали, и он даже не мог взять в толк, почему они существуют для других». (Алексей Орлов.)
2. Она называла себя госпожой Треймуль, Али Эмете, княжной Володимир с Кавказа, госпожой Азова, Бетти из Оберштейна, графиней Пиннеберг и другими именами. И только этим, всем известным именем, она никогда себя не называла. (Княжна Тараканова.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий